Не хочешь, не живи.


 
Недавно благодаря передаче «Закрытый показ» Александра Гордона в мой список необходимых для просмотра попал фильм режиссера Алексея Мизгирева «Бубен, Барабан». Картина получила два приза на кинофестивале в швейцарском Локарно: за режиссуру и второй главный приз - за лучший фильм. И это не все -приз "За режиссуру" на главном смотре восточноевропейского кинематографа, который ежегодно проходит на фестивале в немецком городе Коттбусе. Также серия наград для Натальи Негоды, сыгравшей главную роль. В общем, о фильме много говорили, обсуждали его целостность и идею. В массы же он вышел несколько позже. Только в феврале 2011 года обыватель смог насладиться им, сидя дома на диване.
           Это история женщины 40 лет, что вообще довольно редко для кино. Она работает библиотекарем в провинции. У нее небогатый быт - он весь устроен соответственно должности и месту работы. В своем поселке она является сосредоточением интеллигенции и светоча знаний. Начало фильма убеждает нас в нерушимости ее идей, твердости характера и однозначности взглядов. С первых минут зритель легко узнает в ней некую «железную леди». Профессионализм прослеживается в каждом действии, в каждом слове Екатерины. Стальной характер вписывается в окружающую действительность русской глубинки с обшарпанными стенами, одной шахтой и пустынными пейзажами обветшалых зданий.
Но уже через некоторое время мы спотыкаемся в однозначности сложившегося мнения, когда видим, как ночью она одевает шапку и идет торговать казенными книгами в проезжающих поездах. Конечно, мгновенно находится оправдание – ведь денег мало, библиотекарша в глубинке просто не может получать много. Но неужели денег не хватает, чтобы купить еду или ей двигают какие-то другие мотивы?
Первый вопрос, который поставил меня в тупик.
            Дальше становится еще интереснее. В фильме появляется мужчина, который сразу завоевывает ее сердце. Идеальный, честный, законопослушный и принципиальный моряк, чьи рассуждения о честности людей, силе характера не оставляют никого равнодушными. И «железная леди» поворачивается к нам новой гранью. Становится мягкой, любящей женщиной, которая обнимает его колени и продает книги, чтобы купить ему костюм.
Становится ясно, что бытовая драма превращается уже в трагедию, когда моряк узнает об ее ночном бизнесе и уходит к подруге в соседнюю комнату коммуналки. Характеры героев меняются на глазах.
Постепенно выясняется, что двойственность — основное свойство едва ли не всех персонажей фильма. Каждый из них не просто не равен себе — чаще всего он представляет собой нечто совершенно противоположное тому, что декларировалось в начале. Служительница в храме культуры оказывается отступницей, подруга главной героини становится ее врагом, моряк — вором, отталкивающий ухажер поруги с работы — гуманистом и справедливым модератором повседневности.
Ощущение однозначности фильма исчезает.
             Двойственность и символичность начинает просвечивать во всем. Становится ясно, что фильм совсем не только об интеллигенции и жителях провинции, а точнее их жалком существовании. Фильм даже не о коррупционности и чернушности постсоветского бытия маленьких городков, как могло показаться вначале. Скорее это попытка показать двойственность положения и мироощущения каждого человека в отдельности. Герои примеряют на себя образ друг – друга. Катя – образ моряка, коллега по работе – образ Катерины. Символично проявляется объяснение аббревиатуры на руке и зажигалке моряка Б.О.Г. вначале это инициалы любимой интеллигентного и порядочного моряка, позже это «был осужден государством» и все. Все смешивается в одну массу. Уже нет ни черного ни белого.
            Открывается правда: про спекуляцию книгами знали все в поселке, но, несмотря на это, многие приходили за советами в библиотеку, как в место науки и сосредоточение света. Катерина выпрашивает у умирающего отца квартиру, впоследствии хочет отдать ее брату за услугу (убийство бросившего ее возлюбленного), продажный врач-стоматолог оказывается сочувствующим другом.
«Не хочешь , не живи» отвечает Катя на вопрос о том, как же жить дальше в таких условиях.
Но почему же сама Катя живет так с двумя высшими образованиями? Почему она отказывается ехать в Москву или хотя бы что-то поменять в своей жизни.
            Поэт Яков Костюковский определяет фильм, как философскую притчу. Согласно древней мудрости, откровение человеку приходит только в пустыне и библиотеке.
Понимание своей личности приходит и к Кате. Она не отличается от других ничем. Также продает, также покупает. И в одном только она возвышается над остальными героями картины. Она понимает весь ужас и безысходность своего существования и своего    нежелания что-либо менять.
             Режиссер Мизгирев А, говорит, что хотел просто пожалеть людей страны – это было его единственной целью. Хотел избежать условного пространства и называть вещи своими именами. Режиссеру жаль героиню, как воплощение любого человека, каждого человека в глубине своей собственной клетки, где сжимается сердце и руководствуясь советом Кати стоит говорить «Бубен-барабан».
Тем не менее, после просмотра все равно остается много вопросов, на которые у меня нет ответов. Особенно на вопрос, зачем она себя убила и было ли это побегом от реальности?

Комментариев нет:

Отправить комментарий